Качественный скейт-парк: 6 главных признаков

Из чего складывается качество скейт-парка или памп-трека, и как понять, что компания, в которую вы собираетесь обратиться за его постройкой, сможет выдать желаемый результат
Создание качественного скейт-парка — это гораздо больше, чем просто установка фигур для катания. Это сложный процесс, требующий глубокого понимания потребностей пользователей, технических аспектов проектирования и соблюдения строгих стандартов безопасности. Скейт-парки становятся центрами притяжения для райдеров разного уровня и возраста, а также важной частью городской инфраструктуры. Именно поэтому качество такого объекта напрямую влияет не только на опыт катания, но и на его долговечность, безопасность и роль в развитии спортивной культуры.

В этой статье мы рассмотрим ключевые критерии, которые определяют успешный скейт-парк: от проектирования и выбора материалов до интеграции с окружающей средой и соблюдения стандартов безопасности.

Продуманный дизайн

Начнем с основ, с того, что делает скейт-парк именно скейт-парком, а не “набором скейт-фигур”. В данном случае под “дизайном” будем понимать не оформление, цветовые и другие решения "для украшения", а расположение и компоновку фигур на площадке.

Для непосвященного человека это самый неочевидный момент, но именно решение дизайнеров-проектировщиков о том, какие фигуры будут присутствовать в скейт-парке и какие места займут на площадке, зависит самое главное – его функциональность или “катабельность”.

В зависимости от того, как процесс катания видят проектировщики (они же дизайнеры скейт-парков), набор фигур и их компоновка могут сильно различаться. Например, air-парки (парки, предназначенные для катания преимущественно на BMX и роликах с выполнением высоких вылетов) легко отличить от "стритовых" (имитирующих катание по городским улицам) по присутствию более высоких фигур и отсутствию перил, а также по более крутыми радиусам рамп и квотеров.

Можно, конечно, ограничить скейт-парк двумя-тремя линиями и на этом успокоиться. Но будет ли такой скейт-парк интересен продолжительное время? С большой вероятностью, нет. Ведь для чего создается скейт-парк? Для того, чтобы его посещали как можно больше людей, чтобы они тренировались, развивались, добивались лучших результатов, пробовали новое. А для этого необходимо, чтобы в скейт-парке было как можно больше возможных траекторий для катания, и чтобы они подходили райдерам с разным уровнем подготовки – попроще для тех, кто только начинает, посложнее для тех, кто чувствует в себе уверенность и готов к смелым экспериментам.

Недостаточно просто расставить фигуры по площадке, нужно придать их расстановке смысл и назначение. В этот момент и проявляется настоящее мастерство дизайнеров скейт-парков. Понимая механику катания и физику райдера можно сделать скейт-парк увлекательным аттракционом, в котором будет прослеживаться логика и условия, созданные для длительного, развивающего катания.

Кроме разнообразия линий и их плавности (тоже немаловажный аспект – линии должны быть плавными, чтобы у райдера было время изменить вектор катания без резких движений), нужно учитывать набор скорости и торможение, которые зависят от доступной длины и ширины доступной поверхности, а также амплитуду прыжков, чтобы геометрия фигур соответствовала геометрии трюков, и в случае чего прощала ошибки.

В этом деле важно все: геометрические параметры фигур (длина, высота, ширина), углы наклона заездов и выездов, радиусы квотеров и рамп, последовательность фигур в линиях с точки зрения их сочетаемости, и, главное – то, о чем некоторые производители даже не задумываются, – расстояние между фигурами. Одни и те же фигуры, размещенные в плане площадки на разном расстоянии друг от друга могут быть как идеальным тренажером для отработки определенного трюка или связки, так и опасной для здоровья полосой препятствий, способной нанести тяжелую травму райдеру.

Это как раз один из аспектов, которые мы подразумеваем, говоря про “умные скейт-парки” – можно на уровне дизайна спроектировать будущую вариативность и сложность катания. Параметры фигур будут либо помогать райдеру выполнять задуманное, даря положительные эмоции от достижений, либо мешать ему в этом, тормозя прогресс или банально делая катание некомфортным.

Мы в XSA часто говорим, что создаем наши скейт-парки “от райдеров, для райдеров”. В эти слова мы вкладываем мысль о том, что мы понимаем, как в наших скейт-парках и памп-треках будут кататься посетители и стремимся дать им максимум возможностей для проявления своих навыков и изобретательности, чтобы приходя в наш скейт-парк они знали, что сегодня смогут попробовать что-то новое, смогут иначе взглянуть на то, что делали вчера. Потому что мы сами катаемся в наших скейт-парках, понимая процесс катания и чувствуя все те же эмоции, которые испытывают катающиеся, для которых скейт-парк и создается. А еще мы не стоим на месте и постоянно анализируем прошлый опыт, как свой, так и других профессионалов, чтобы понять, что можно улучшить в следующем проекте, как еще можно сделать скейт-парк интереснее. Мы не просто теоретики, мы практики. И мы гордимся таким подходом.

Выверенная конструкция

Фигуры в скейт-парке могут показаться простыми. Особенно если смотреть на них по-отдельности. Но это обманчивая простота, за которой стоит трудоемкий технологичный процесс проектирования и изготовления.

При создании скейт-фигуры (элемента скейт-парка) важно учитывать целый ряд параметров: для кого скейт-парк создается (кто и как в нем будет кататься); где он будет установлен (тип основания, климатические условия); из каких материалов он будет изготовлен; будет ли это временная конструкция или постоянная; что будет окружать скейт-парк.

Каждый из этих параметров по отдельности и их совокупность способны серьезно повлиять на то, как будут изготавливаться элементы скейт-парка и вообще какие фигуры могут в нем присутствовать. Например, в бетонных скейт-парках практически отсутствуют классические рампы, без которых не обходится ни один каркасный скейт-парк, а в памп-треках и вовсе нет ни одной узнаваемой фигуры – все они являются как бы частью единой большой фигуры-полотна.

А еще элементы скейт-парка подвергаются разным динамическим нагрузкам. Где-то райдеры разгоняются, где-то прыгают, где-то приземляются, где-то скользят, где-то балансируют. Для каких-то участков скейт-парка больше характерны ударные нагрузки, для других – связанные с качением или вибрацией.

И все это нужно учесть при создании фигуры, ее внутренней конструкции, покрытия и основания. Каждый элемент скейт-парка должен не просто соответствовать геометрическим размерам, но и выдерживать эксплуатационные нагрузки, быть долговечным, удобным в монтаже и обслуживании, сочетаться с другими элементами.

Деревянные конструкции представляют собой настоящие произведения зодческого искусства. Каждый из элементов, включая крепеж, нацелен либо на создание точной формы фигуры, либо на обеспечение прочности и устойчивости. При разработке деревянных скейт-парков инженеры учитывают в том числе неизбежные деформации на поверхность и конструкции, возникающие под нагрузкой.

Бетонные скейт-парки и памп-треки требуют навыков геодезии, работы с сыпучими материалами, шейпинга и торкретирования. Отдельный вид искусства – это финишная затирка бетона катательной поверхности: от того, насколько тщательно мастера сделают свою работу на этом этапе, зависит гладкость поверхности, а значит и общий комфорт от катания.

В работе над асфальтовыми памп-треками важно умение выдерживать плавность поверхности и качественное придание формы. Если фигуры и радиусы будут резкими, неровными, то и катание будет таким же, похожим на движение по плохой разбитой дороге с ямами и выбоинами. А от соблюдения технологий шейпинга (придания телу фигуры из грунта и песка нужной формы) зависит то, как долго памп-трек будет сохранять первозданный вид, не появятся ли на нем провалы и колея.

Скейт-парк – это технически-сложное сооружение, где знание инженерных наук сочетается с пониманием специфики назначения объекта. Владея только инженерными инструментами не получится создать скейт-парк, интересный для катания, а умея только кататься невозможно воплотить идеи в качественной конструкции, которая выдержит испытание временем и райдерами, и будет безопасна в эксплуатации.
Деревянные конструкции представляют собой настоящие произведения зодческого искусства. Каждый из элементов, включая крепеж, нацелен либо на создание точной формы фигуры, либо на обеспечение прочности и устойчивости. При разработке деревянных скейт-парков инженеры учитывают в том числе неизбежные деформации на поверхность и конструкции, возникающие под нагрузкой.
Бетонные скейт-парки и памп-треки требуют навыков геодезии, работы с сыпучими материалами, шейпинга и торкретирования. Отдельный вид искусства – это финишная затирка бетона катательной поверхности: от того, насколько тщательно мастера сделают свою работу на этом этапе, зависит гладкость поверхности, а значит и общий комфорт от катания.
В работе над асфальтовыми памп-треками важно умение выдерживать плавность поверхности и качественное придание формы. Если фигуры и радиусы будут резкими, неровными, то и катание будет таким же, похожим на движение по плохой разбитой дороге с ямами и выбоинами. А от соблюдения технологий шейпинга (придания телу фигуры из грунта и песка нужной формы) зависит то, как долго памп-трек будет сохранять первозданный вид, не появятся ли на нем провалы и колея.
А еще элементы скейт-парка подвергаются разным динамическим нагрузкам. Где-то райдеры разгоняются, где-то прыгают, где-то приземляются, где-то скользят, где-то балансируют. Для каких-то участков скейт-парка больше характерны ударные нагрузки, для других – связанные с качением или вибрацией.

И все это нужно учесть при создании фигуры, ее внутренней конструкции, покрытия и основания. Каждый элемент скейт-парка должен не просто соответствовать геометрическим размерам, но и выдерживать эксплуатационные нагрузки, быть долговечным, удобным в монтаже и обслуживании, сочетаться с другими элементами.

Скейт-парк – это технически-сложное сооружение, где знание инженерных наук сочетается с пониманием специфики назначения объекта. Владея только инженерными инструментами не получится создать скейт-парк, интересный для катания, а умея только кататься невозможно воплотить идеи в качественной конструкции, которая выдержит испытание временем и райдерами, и будет безопасна в эксплуатации.

Качество материалов и качество изготовления

Даже первоклассно выполненная работа на этапах дизайна и проектирования может оказаться бесполезной, если при изготовлении (когда речь идет о каркасных скейт-парках и рампах) или строительстве (когда речь идет про бетонные скейт-парки, памп-треки и многофункциональные комплексы) использовать некачественные материалы.

Качество в каждой детали – краеугольные камень философии XSA. Использование не просто хороших, а лучших из доступных на рынке материалов, это не просто прихоть, не стремление сделать продукт дороже, а единственно возможный способ сделать наши скейт-парки настолько качественными, насколько это возможно.

У этого есть несколько причин, подтверждающих, что такой подход является единственно верным в нашем деле.

Дешевые или некачественные материалы быстрее разрушаются, а значит скейт-парк придется регулярно ремонтировать. На момент заказа экономия на материалах может казаться выгодной, но в долгосрочной перспективе стоимость обслуживания такого парка значительно превысит его начальную стоимость. Вдобавок, не каждая компания, специализирующаяся на строительстве скейт-парков, возьмется ремонтировать чужой парк, так как стоимость исправления чужих ошибок может быть сопоставима с ценой нового скейт-парка.

Использование высококачественных материалов предотвращает деформацию элементов и их разрушение, что также снижает риск травматизма, что крайне важно с учетом аудитории скейт-парков. Правильно подобранные материалы также минимизируют риск вынужденного закрытия парка из-за поломок или аварий, а следовательно и количество претензий.

В наших каркасных скейт-парках мы используем породы дерева и специальную фанеру, которые дольше сохраняют свои свойства и выдерживают интенсивные нагрузки. Каркас обрабатывается профессиональными влаго- и биозащитными составами, чтобы дерево не гнило, а качественный крепеж не дает ему деформироваться от нагрузок и от перемены погодных условий. В бетонных скейт-парках используется та же марка бетона, из которой делают опоры и перекрытия высотных зданий – М400 (В30), относящийся к тяжелым типам. Изделия и конструкции из этого материала обладают повышенной прочностью и износостойкостью, сохраняют форму и целостность на протяжении многих лет.
Для нас важно качество финального продукта, то, каким продукт предстанет перед пользователями после открытия и спустя месяцы и годы после него. Чтобы все было на высочайшем уровне, мы принципиально придерживаемся позиции, что монтаж и строительство мы ведем самостоятельно, силами наших опытных билдеров, точно понимающих процессы проектирования и знающих все технологические тонкости. На объектах разного типа у нас работают разные команды, специализирующиеся в своем направлении – деревом занимаются специалисты по дереву, бетоном – бетонщики, асфальтовыми памп-треками и снейк-ранами - “памперы”.
Если эксплуатационные качества больше важны для управляющих организаций (коммунальных служб, муниципальных органов, на балансе которых будет находиться объект), то для пользователей, кот будет кататься в скейт-парке, ключевым показателем качества будет комфорт катания.

Правильно подобранные материалы создают ровные и прочные поверхности, что снижает риск появления трещин, ям или других дефектов, которые могут привести к травмам райдеров. А тщательность подгонки листов финишного покрытия, затирки швов, равномерность укладки асфальта и обработки металлических деталей (например, коупингов) определяют плавность катания и, в конечном итоге, удовольствие от времяпрепровождения в скейт-парке и желание возвращаться сюда снова и снова.

И последнее, но не менее важное: скейт-парки, построенные из высококачественных материалов, дольше сохраняют свой первоначальный вид, оставаясь привлекательными для пользователей. Например, устойчивые к коррозии и выцветанию материалы позволяют поддерживать элементы парка в хорошем состоянии, даже после нескольких лет эксплуатации. Эстетически привлекательный парк привлекает больше пользователей, делает его популярным местом в сообществе и способствует повышению локальной культуры.

Опыт в соответствующей нише

Как и в любом деле, профессионала от непрофессионала отличает не только наличие знаний по теме, но и богатый опыт. Чем больше опыт, тем больше нюансов профессионал учитывает, разрабатывая проект и план его реализации. Такой опыт нарабатывается годами в десятках и сотнях реализованных проектов.

Наличие релевантного опыта у создателей скейт-парка крайне важно, так как этот опыт напрямую влияет на качество и функциональность конечного продукта. Скейт-парк — это не просто спортивное сооружение, а пространство, которое должно удовлетворять потребности разных пользователей, обеспечивать безопасность и долговечность.

На уровне дизайна и проектирования опыт позволяет сделать скейт-парк удобным для всех уровней райдеров, от новичков до профессионалов. Понимая динамику катания, особенности выполнения трюков, и имея практический опыт в реализации подобных объектов, гораздо проще правильно спроектировать каждую из фигур и элементов, а также их размещение на площадке, чтобы обеспечить плавные линии катания и разнообразие трюков, не забывая при этом про безопасность. Такой опыт нельзя просто взять и получить быстро или в других нишах, он может быть выработан только в ходе многолетней личной практики и с глубоким погружением в индустрию экшн-спорта.

Накопленный в предыдущих проектах опыт помогает команде XSA при разработке комплексных проектов, в которых элементы скейт-парка органично сочетаются с природой или городской архитектурой. Наши дизайнеры умеют совмещать функциональность с визуальной привлекательностью, что помогает парку стать не только местом для катания, но и культурным объектом для города.

На уровне строительства опыт важен в работе с материалами, из которых создается скейт-парк, и на уровне технологий, которые применяются в процессе возведения объекта. Только понимая, как ведут себя материалы и их сочетания в различных условиях на длительном отрезке времени, можно улучшить качество скейт-парка и совершенствовать процессы производства и стройки. Без этого создать парк, который будет выдерживать интенсивную эксплуатацию и разнообразные погодные условия, крайне сложно и дорого.

Участие в предыдущих проектах по созданию скейт-парков и общественных спортивных зон помогает лучше понимать, как создать пространство, которое станет центром притяжения для местного сообщества. Важно знать, как интегрировать парк в городскую среду, сделать его многофункциональным и доступным для всех возрастных групп. И уметь работать с обратной связью от пользователей и адаптировать проектирование под реальные потребности тех, кто будет использовать парк.

Ответственное отношение к безопасности

Скейт-парк — это в первую очередь спортивное сооружение для широкого круга посетителей, и как любое спортивное сооружение оно не исключает полностью риски падений и травм. Как мы писали выше, правильный выбор материалов, размеры фигур, угол наклона рамп и наличие зон для амортизации падений и общее качество работ — всё это важно для предотвращения или минимизации рисков несчастного случая.

В России существует ряд правил и государственных стандартов, относящихся к строительству спортивных объектов (в том числе скейт-парков), которые обеспечивают единые требования к проектированию, качеству используемых материалов и инфраструктуре. Эти стандарты включают такие аспекты, как правильная организация входных и выходных зон, доступ для людей с ограниченными возможностями, установка систем освещения и видеонаблюдения, которые способствуют безопасности и удобству использования парка в любое время суток.

Главные из них: ГОСТР 54415-2011 «Оборудование для скейт-площадок. Безопасность конструкций и методы испытаний. Общие требования»; СП (Свод правил — документ, содержащий рекомендованные технические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации оборудования, конструкций или изделий. Может быть стандартом, частью стандарта или самостоятельным документом. ) 31-115-2006 «Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения»; СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»; СП 31-115-2008 «Открытые физкультурно-спортивные сооружения. Часть 4. Экстремальные виды спорта».

Соответствие государственным стандартам позволяет избежать юридических проблем и соблюсти все необходимые разрешения для эксплуатации объекта. Скейт-парк, построенный с учетом всех норм, будет более устойчивым к проверкам, официальным требованиям и возможным претензиям со стороны властей или пользователей. Это также повышает доверие со стороны местных сообществ и способствует положительному восприятию проекта.

XSA гарантирует, что каждый построенный нами скейт-парк соответствует требованиям и нормам безопасности государственного стандарта. Каждый парк проходит техническую экспертизу проекта и инспекцию перед открытием. С первого момента и до последнего в проекте задействованы специалисты-профессионалы своего дела, которые точно знают, как воплотить задуманный проект в соответствии с планом и сроками.
Сейчас все большую популярность набирает услуга установки освещения на площадке. Это и логично, поскольку если в середине дня, когда уровень освещенности самый высокий, скейт-парк посещают в основном дети и взрослые, свободные от других дел, то основная аудитория приходит на площадку ближе к вечеру, после учебы или работы. А значит разумно предусмотреть в проекте освещение скейт-парка, чтобы катание в темное время суток оставалось доступным и не создавала угрозы здоровью посетителей из-за низкой освещенности.
Не будем забывать и то, что скейт-парк может выступать площадкой для соревнований. В этом случае к скейт-парку предъявляются особые требования безопасности, которые должны быть учтены на этапе проектирования и строительства. Эти требования обычно строже, чем для обычного парка, поскольку соревнования привлекают большое количество профессиональных райдеров, зрителей и требуют высокого уровня организации.

Во-первых, такие мероприятия подразумевают выполнение сложных трюков на высокой скорости, что увеличивает риск травм. Поэтому безопасность становится критическим фактором. Скейт-парк должен быть оборудован защитными барьерами, которые ограждают зрителей от активных зон, и иметь аварийные выходы для быстрой эвакуации в случае непредвиденных ситуаций. Профессиональные соревнования требуют точного соответствия элементов парка международным стандартам по радиусам, высотам и конфигурации фигур, чтобы обеспечить комфорт и безопасность для всех участников.

Во-вторых, для проведения соревнований важны такие детали, как качественное покрытие, способствующее лучшему сцеплению, отсутствие острых углов и дефектов на поверхности фигур. Все элементы парка должны быть проверены и соответствовать нормативам по прочности, чтобы выдерживать нагрузки, возникающие при выполнении сложных трюков.

Наконец, в скейт-парке для соревнований должны быть предусмотрены дополнительные инфраструктурные элементы, такие как медпункты для оказания первой помощи и система видеонаблюдения для контроля ситуации в парке. Такие меры не только обеспечивают безопасность участников, но и создают условия для успешного проведения мероприятий на высоком уровне, соответствующего профессиональным стандартам спорта.

Привлекательный внешний вид

Мы в XSA твердо убеждены, что привлекательный внешний вид скейт-парка тоже является значимым показателем качества объекта, поскольку способствует созданию пространства, которое привлекает больше людей и становится местом общения и взаимодействия не только райдеров, но и обычных посетителей.

Эстетика пространства напрямую влияет на настроение и мотивацию пользователей. Людям приятнее находиться и тренироваться в гармоничной среде, у них появляется желание проводить больше времени на свежем воздухе и заниматься физической активностью.

Скейт-парк, вокруг которого проведено комплексное благоустройство, организованы места для отдыха, интегрирована социальная инфраструктура, делает локацию более привлекательной для проведения различных мероприятий (не только спортивных, но и культурных), соревнований и фестивалей, что, в свою очередь, поднимает ее статус и популярность.

Кроме того, визуальная привлекательность парка может вдохновлять на творчество, помогая развивать местные субкультуры, такие как скейтбординг, стрит-арт и граффити, музыкальное и танцевальное творчество. Скейт-парк может стать местом самовыражения и общения для молодежи, создавая уникальное пространство, которое привлекает людей не только спортом, но и атмосферой.

Есть масса способов сделать даже небольшой скейт-парк узнаваемым: используя уникальные дизайн-решения, материалы отделки местного производства или интегрируя в парк отсылки к архитектурным, культурным или историческим маркерам. Уникальность способствует формированию или усилению положительного имиджа района или города, и делает площадку точкой притяжения. Это в свою очередь повышает социальную активность среди жителей и улучшает их отношение к общественным пространствам. Приятный внешний вид также побуждает людей бережно относиться к парку. Наш многолетний опыт показывает, что красивый, качественный скейт-парк реже подвергается вандализму, а локальное сообщество стремится поддерживать на площадке чистоту и порядок.
Качество скейт-парка или памп-трека зависит от ряда ключевых параметров, которые важно учитывать при обращении в компанию для его постройки. Прежде всего, это грамотное проектирование, которое должно учитывать потребности райдеров разного уровня — от новичков до профессионалов. Правильная планировка фигур и траекторий катания обеспечивает безопасность, комфорт и многофункциональность парка. Важную роль играют также материалы: они должны быть прочными, устойчивыми к погодным условиям и износостойкими, что снижает затраты на обслуживание. Соответствие государственным стандартам и нормам безопасности гарантирует надежность объекта и его пригодность для проведения соревнований. Эстетическая составляющая и интеграция парка в окружающую среду также имеют значение, делая его привлекательным не только для райдеров, но и для местного сообщества. Эти факторы необходимо учитывать, чтобы конечный результат соответствовал ожиданиям и служил долгие годы.

хотите построить качественный скейт-парк или памп-трек?

расскажите о ваших планах, а мы сделаем все возможное, чтобы воплотить их в жизнь на самом качественном уровне