Продуманный дизайн
Начнем с основ, с того, что делает скейт-парк именно скейт-парком, а не “набором скейт-фигур”. В данном случае под “дизайном” будем понимать не оформление, цветовые и другие решения "для украшения", а расположение и компоновку фигур на площадке.
Для непосвященного человека это самый неочевидный момент, но именно решение дизайнеров-проектировщиков о том, какие фигуры будут присутствовать в скейт-парке и какие места займут на площадке, зависит самое главное – его функциональность или “катабельность”.
В зависимости от того, как процесс катания видят проектировщики (они же дизайнеры скейт-парков), набор фигур и их компоновка могут сильно различаться. Например, air-парки (парки, предназначенные для катания преимущественно на BMX и роликах с выполнением высоких вылетов) легко отличить от "стритовых" (имитирующих катание по городским улицам) по присутствию более высоких фигур и отсутствию перил, а также по более крутыми радиусам рамп и квотеров.
Можно, конечно, ограничить скейт-парк двумя-тремя линиями и на этом успокоиться. Но будет ли такой скейт-парк интересен продолжительное время? С большой вероятностью, нет. Ведь для чего создается скейт-парк? Для того, чтобы его посещали как можно больше людей, чтобы они тренировались, развивались, добивались лучших результатов, пробовали новое. А для этого необходимо, чтобы в скейт-парке было как можно больше возможных траекторий для катания, и чтобы они подходили райдерам с разным уровнем подготовки – попроще для тех, кто только начинает, посложнее для тех, кто чувствует в себе уверенность и готов к смелым экспериментам.
Недостаточно просто расставить фигуры по площадке, нужно придать их расстановке смысл и назначение. В этот момент и проявляется настоящее мастерство дизайнеров скейт-парков. Понимая механику катания и физику райдера можно сделать скейт-парк увлекательным аттракционом, в котором будет прослеживаться логика и условия, созданные для длительного, развивающего катания.
Кроме разнообразия линий и их плавности (тоже немаловажный аспект – линии должны быть плавными, чтобы у райдера было время изменить вектор катания без резких движений), нужно учитывать набор скорости и торможение, которые зависят от доступной длины и ширины доступной поверхности, а также амплитуду прыжков, чтобы геометрия фигур соответствовала геометрии трюков, и в случае чего прощала ошибки.
В этом деле важно все: геометрические параметры фигур (длина, высота, ширина), углы наклона заездов и выездов, радиусы квотеров и рамп, последовательность фигур в линиях с точки зрения их сочетаемости, и, главное – то, о чем некоторые производители даже не задумываются, – расстояние между фигурами. Одни и те же фигуры, размещенные в плане площадки на разном расстоянии друг от друга могут быть как идеальным тренажером для отработки определенного трюка или связки, так и опасной для здоровья полосой препятствий, способной нанести тяжелую травму райдеру.
Это как раз один из аспектов, которые мы подразумеваем, говоря про “умные скейт-парки” – можно на уровне дизайна спроектировать будущую вариативность и сложность катания. Параметры фигур будут либо помогать райдеру выполнять задуманное, даря положительные эмоции от достижений, либо мешать ему в этом, тормозя прогресс или банально делая катание некомфортным.
Мы в XSA часто говорим, что создаем наши скейт-парки “от райдеров, для райдеров”. В эти слова мы вкладываем мысль о том, что мы понимаем, как в наших скейт-парках и памп-треках будут кататься посетители и стремимся дать им максимум возможностей для проявления своих навыков и изобретательности, чтобы приходя в наш скейт-парк они знали, что сегодня смогут попробовать что-то новое, смогут иначе взглянуть на то, что делали вчера. Потому что мы сами катаемся в наших скейт-парках, понимая процесс катания и чувствуя все те же эмоции, которые испытывают катающиеся, для которых скейт-парк и создается. А еще мы не стоим на месте и постоянно анализируем прошлый опыт, как свой, так и других профессионалов, чтобы понять, что можно улучшить в следующем проекте, как еще можно сделать скейт-парк интереснее. Мы не просто теоретики, мы практики. И мы гордимся таким подходом.