Какие скейт-парки бывают

Какие типы скейт-парков существуют, чем они отличаются, для для чего предназначены и в каком случае стоит выбирать тот или иной тип
При слове "скейт-парк" у каждого в голове всплывает какая-либо картинка или Образ. Кто-то видел вживую, кто-то на картинках или в видео. Но так или иначе своё представление о том, что такое скейт-парк, есть у всех. Однако есть не маленькая вероятность того, что эта картинка у двух случайных людей будет сильно различаться. Почему так?
Ответ и прост и сложен одновременно: площадка для катания на скейтборде, BMX, роликах или на самокате может служить разным задачам, а значит отличаться по форме, конфигурации и, следовательно, общей картинкой, которую видят люди.

Существует несколько вариантов типизации скейт-парков. По основному материалу, из которого изготавливаются конструкции, скейт-парки бывают деревянными или бетонными. По своему спортивному предназначению – любительскими или профессиональными (скейт-парки олимпийского уровня). По основному направлению в катании парки делятся на стритовые (от англ. street – улица, то есть имитирующие катание в реалиях города) и эйр-парки (от англ. air – воздух, то есть рассчитанные на выполнение вылетных трюков с затяжным пребыванием в состоянии полета). А в зависимости от того, есть ли у производителя стандартизированные решения или проект нужно разрабатывать (или дорабатывать один из предыдущих), парки делятся на типовые и индивидуальные. Причем, при определенных обстоятельствах один парк может содержать в себе сразу несколько подтипов, например, тренировочный скейт-парк на деревянном каркасе в закрытом помещении с эйр-комплексом фигур по индивидуальному проекту. Как тебе такое, илонмаск?

В этой статье мы не будем усложнять, и опишем наиболее популярные типы с точки зрения того, какие скейт-парки чаще всего заказывают для строительства.

Бетонные скейт-парки

В международной практике бетонные скейт-парки давно являются главным направлением в строительстве. Если углубиться в историю становления некоторых видов экстремального спорта, станет видно, что бетон был первым покрытием по которому катались райдеры. Ещё задолго до постройки первых парков, спортсмены осваивали опустевшие бетонные бассейны и огромные водосточные каналы. Собственно, скейтбординг так и зародился.

Скейт-парк из бетона – это не только современный и многофункциональный объект для экстремалов, но еще и многофункциональное общественное пространство для встреч с друзьями, разнообразного досуга и активного отдыха. Именно поэтому при разработке концепции парка важно задуматься о прилегающей территории, разработать план, где будут располагаться скамьи, урны, ночное освещение, зоны озеленения и ландшафтного дизайна, а также о том, как парк будет интегрирован в городскую инфраструктуру.

Скейт-парк может быть одной из составляющих спортивного кластера, вокруг которого можно разместить площадки для других видов спорта (например, футбольное поле, волейбольную площадку) установить столы для настольного тенниса, площадку для воркаута и прочие элементы благоустройства. В наши дни большинство площадок для крупных международных соревнований строятся из бетона, даже если парк возведён на несколько дней, исключительно под соревнования. Скейтбординг и BMX внесены в программу олимпийских игр, поэтому скейт-парк на олимпиаде будет так же выполнен из бетона.

Современный мировой тренд урбанистики – это комплексное благоустройство территории с учетом интересов и потребностей разных слоёв населения. Тщательно продуманная концепция, учитывающая социо-культурный и исторический контекст парка, способно сделать скейт-парк доминантой или значимым продолжением генеральной линии городского благоустройства, архитектурно-рекреационным объектом спортивной и социальной направленности.

Постройка таких объектов в парках отдыха, общественных и туристических зонах, на набережных – это современное решение решение для крупных социальных проектов, которое привлечёт внимание жителей и гостей и повысит посещаемость места.

Бетонные скейт-парки больше всего подходят для имитации стрит-катания и для относительно широкого круга катающихся. При этом большинство олимпийских стационарных парков сейчас строятся именно из бетона, а фигуры рассчитаны на профессионалов, способных выполнить сложные трюки и связки.
Какие преимущества есть у бетонных скейт-парков?

Бетонные парки более долговечны по сравнению с каркасными конструкциями и практически не нуждаются в ремонте. Срок службы таких скейт-парков составляет десятки лет.

Планировка парка может быть абсолютно разнообразной и идеально впишется в любой рельеф, сохранив при этом существующие зелёные насаждения.

Железобетонный скейт-парк это высокотехнологичное и долговечное сооружение, общественное пространство которое не вызывает проблем в эксплуатации и отвечает запросам современной молодёжи.


Какие скейт-парки строят из бетона?

Можно выделить два основных типа бетонных парков – боул (он же пул, он же бассейн) и плаза.

Бетонная скейт-плаза – это линейный скейтпарк, он дешевле так как требует гораздо меньшей ручной обработки и может быть построен без применения дорогостоящего метода торкретирования. По сути, это то же самое, что и каркасный скейт-парк, только фигуры выполнены из бетона и расставлены на бетонной площадке.

Парк из боулов и пулов – это каскадный скейт-парк, состоящий из чаш для непрерывного катания. Такие проекты зачастую требует обильной выемки грунта и постройки дренажной системы, а обработать бетон в таких конструкциях можно только вручную. Каскадные парки являются уникальными объектами городской инфраструктуры, популярность которых растет с каждым годом благодаря тому, что бетонные скейт-парки сравнимы с самостоятельной архитектурной достопримечательностью.

Деревянные скейт-парки

Построить скейт-парк из бетона не всегда возможно. Особенности местности, грунта, доступная площадка, близость городской инфраструктуры и коммуникаций и прочие факторы могут ограничивать в возможностях строительства сложных архитектурных конструкций бетонного скейт-парка, требующего изменения почвенного слоя или ландшафта.

В таком случае решением может стать установка каркасного скейт-парка. Каркасный скейт-парк – это спортивный комплекс для катания на скейтборде, BMX, роликах и самокате, построенный из типовых каркасных конструкций (фигур). В отличие от капитальных бетонных скейт-парков, каркасные возводятся на заранее подготовленном ровном покрытии и могут быть относительно быстро демонтированы или изменены.

Как следует из названия, такие скейт-площадки имеют в своей основе каркас, который формирует фигуры и на который кладется слой для катания. От качества исполнения каркаса, – даже в большей степени, чем от качества самого поверхностного слоя, – зависит, насколько прочной будет фигура, ее устойчивость и долговечность. Любые ошибки при проектировании каркаса, его изготовлении и монтаже могут привести к тому, что фигура будет плохо стоять даже на отлично подготовленной ровной поверхности и быстрее разрушится под воздействием нагрузок. На сегодняшней день ведущие мировые производители используют в своих скейт-парках каркасы, изготовленные на ЧПУ-станках, которые обеспечивают максимальную точность резки дерева для последующей сборки.

Другими важнейшими критериями качества деревянных скейт-парков является, собственно, качество самой древесины, из которой изготавливается каркас, крепеж, с помощью которого собирается конструкция, и качество поверхности для катания, которая и будет подвергаться основному воздействию. Из каким материалов скейт-парки строят в XSA, мы рассказали в этом материале.

В некотором смысле можно говорить о том, что скейт-парки на деревянном каркасе являются бюджетным решением, призванным заменить бетонный там, где его строительство невозможно по ряду причин. Исторически именно желание построить свой скейт-парк как можно дешевле, из подручных материалов, и привело скейтеров к идее собирать площадки для катания из отдельных фигур, сколоченных из досок и фанеры, и экспериментировать с их расположением и сочетанием. Однако современные каркасные скейт-парки далеко ушли от своих предшественников и представляют собой сложные инженерные сооружения, рассчитанные на самые серьёзные нагрузки не только со стороны райдеров, но и со стороны природных явлений. Для его грамотного проектирования, качественного изготовления и точной сборки требуются слаженные усилия многих специалистов, а значит, каркасный скейт-парк не может стоить дешево.

Какие преимущества есть у Деревянных скейт-парков?

Каркасные скейт-парки более неприхотливы в плане установки, по сравнению с бетонными скейт-парками. Если для того, чтобы построить бетонный скейт-парк необходимо качественно подготовить основание (помимо выравнивания, придать ей необходимую плотность, многослойность, и зафиксировать параметры всей прочей инфраструктуры), а иногда и задать нужный рельеф, то скейт-парк на деревянном каркасе менее требователен. Достаточно обеспечить нужную ровность по периметру будущего скейт-парка и защитить от лишней деформации.

При должном уходе за конструкциями и покрытием срок службы каркасного скейт-парка может доходить до 10 лет.

Это также означает, что строительство может быть произведено за меньший срок. А при необходимости такой парк может быть модифицирован за счет замены части конструкций.

Каркасные скейт-парки отлично подходят в качестве временных решений, например, для показательных выступлений или крупных спортивных мероприятий, так как могут быть полностью демонтированы после их завершения.

Какие скейт-парки строят из Дерева?

Производители различают несколько типов каркасных скейт-парков, в зависимости от метода их производства и монтажа:

1. Деревянные скейт-плазы – это каркасные скейт-парки выполненные по технологиям литой скейт-плазы. То есть вся поверхность между фигурами выполнена единым полотном, обеспечивающим бесшовное ровное катание. Как правило такие плазы бывают простых прямоугольных форм.

2. Каркасные скейт-парки на сваях – при необходимости вся плаза может быть установлена на сваи, которые задают единый горизонт поверхности и не нарушают целостность площадки под основанием. Такой вариант размещения подойдет, когда скей-площадку хочется установить в природоохранной зоне или нет разрешения на капитальное строительство.

3. Крытые скейт-парки – как несложно догадаться по названию, предполагают размещение под крышей (это может быть и специально построенный навес или ангар) или в закрытом помещении, например, в здании спортивного или торгового центра, если площадь и высота потолков позволяют.

Кроме этого различаются типовые и нетиповые проекты.

Типовые создаются на основе заранее подготовленных проектов с фиксированным набором фигур, и под определенную площадь. Такие парки можно найти в каталогах производителей, как например, в каталоге XSA.

Нетиповые (индивидуальные) предполагают разработку уникального проекта с новым набором фигур, их расположением и планом расстановки на площадке нестандарной площади, а также другими индивидуальными пожеланиями заказчика. Например, в проекте для Волгограда [>], где тренируются олимпийские спортсмены, мы предусмотрели размещение поролоновой ямы для отработки амплитудных эйр-трюков.

Памп-треки

Памп-трек (от англ. pump track) — это закольцованная велотрасса с небольшими кочками и поворотами, которая проходится без подкручивания педалей. Трек состоит из чередующихся ям, кочек (роллов), и контруклонов (поворотов). Используя эти неровности, гонщик набирает и контролирует скорость. В зависимости от навыков и выносливости катающегося, трасса проходится медленно или быстро, а кочки проезжаются или перепрыгиваются.

Движение райдеров в памп-треке осуществляется за счет "приседаний" и "отжиманий", то есть работы корпусом, без отталкивания ногами или кручения педалей. Поэтому при постройке трека крайне важно верно спроектировать траекторию движения и геометрию элементов, иначе памп-трек превратится в простую велотрассу с кочками.

Памп-треки стали своего рода развитием идей катания на горном велосипеде по пересеченной местности, перенеся их в городские реалии. Лишившись возможности прокладывать дороги по лесам и оврагам с их непредсказуемым ландшафтом, MTB-райдеры перенесли ключевые особенности своего любимого занятия в городские парки, попутно заасфальтировав трассы, чтобы не создавать лишней грязи.

Современные памп-треки развиваются в сторону самостоятельных спортивных объектов, интегрированных в инфраструктуру общественных пространств и доступных для широкого круга лиц. Памп-треки не требуют значительной предварительной подготовки и доступны для катающихся с любым опытом. Они отлично подходят для занятий уличным спортом и поддержания здорового образа жизни, а также стимулируют укрепления социальных связей в процессе катания.

Какие преимущества есть у памп-треков?

  • Универсальность. Подходит для людей всех возрастов, увлечённых любым направлением велоспорта. Памп-трек с асфальтовым покрытием подходит для катания на скейтборде, самокате или роликах.

  • Безопасность. За счет того, что средняя высота кочек составляет 30 см, а скорость райдера пропорциональна уровню его подготовки, памп-трек является безопасной площадкой для занятий спортом. При катании на памп-треке вероятность падения и ушиба не больше, чем при обычном катании по городу или парку.

  • Мотивирует тренироваться регулярно. Результатом регулярного катания на памп-треке является физическое развитие и, соответственно, улучшение здоровья. Тренировки на памп-треке развивают ловкость, выносливость и укрепляют мышцы ног, рук, шеи и спины.

  • Отлично дополняют проекты благоустройства. Красивый памп-трек с асфальтовым покрытием и озеленением является способен стать частью благоустройства территории, органично вписанным в окружающую среду.

  • Становятся местом социализации. Объект является точкой притяжения людей, местом общения детей и их родителей, молодёжи. Здесь происходит социализация, адаптация, формируется ценность активного образа жизни.

Какие памп-треки бывают?

Памп-треки бывают трех типов:

1. Асфальтовый памп-трек – это спортивная трасса, в первую очередь для занятия велосипедным спортом от беговела до дисциплины BMX-рейсинг.

Также данный тип треков идеально подойдет для оттачивания азов контроля в таких колесных дисциплинах как скейтбординг, самокат и роллерспорт.

Асфальтовые памп-треки строятся по технологии изменения ландшафта (выемки и насыпания грунта для придания форм), а поверхность для катания покрывается специальным бетоном или (чаще) асфальтом. Памп-трасса может быть разной длины и разной траектории, что позволяет идеально вписать ее в проект благоустройства городской среды, особенно при реконструкции общественных парков.

На сегодняшний день асфальтовые памп-треки наравне с бетонными скейт-плазами являются самыми популярными объектами урбанистики при проектировании комфортной городской среды, никогда не пустуют и всегда заполнены катающимися разных возрастов от 3 до 70 лет. Памп-трек, расположенный в жилом комплексе или парке, может стать интересным архитектурным решением. Такая трасса отлично сочетается с ландшафтным дизайном и парковой инфраструктурой и может стать полноценным арт-объектом, притягивающим всеобщее внимание.

2. Модульный памп-трек — это сборно-разборная спортивная трасса из деревянных элементов разной геометрической формы, которая может быть разной длины и разных траектории. Изначальную конфигурацию модульного памп-трека можно видоизменить, докупив дополнительные блоки фигур (модули) и смонтировав их в новую трассу.

Модульные памп-треки изготавливаются по технологии каркасного строительства, но представляют собой не набор отдельно стоящих фигур, а цельную закольцованную трассу с общим покрытием.

Благодаря своей деревянной конструкции, модульные памп-треки подходят для установки в крытых помещениях, давая катающимся возможность тренироваться в любых погодных условиях и в любое время года.

3. Земляной памп-трек (он же дёрт-трасса) предназначен для катания велосипедистов ВМХ и МТВ. Земляные памп-треки изготавливаются из суглинка на открытых площадках, в BMX- и скейт-парках, лесных зонах.

На фигурах, установленных на таких велосипедных трассах, как правило тренируются профессиональные спортсмены и проводятся соревнования международного уровня, при условии, что памп-трек возведён профессионально и соответствует всем спортивным требованиям и спецификациям.

Нередко на таких спортивных объектах тренируются мотогонщики или сноубордисты (если трасса имеет ощутимый уклон и покрывается снегом).

рампы

Рампа – одна из самых распространенных фигур в скейт-парке, которая может быть установлена отдельно. Интересно, что для многих именно рампа ассоциируется с понятием "скейт-парк", и именно образ рампы всплывает в голове при его упоминании в первую очередь.

Рампа является идеальным вариантом при ограниченном бюджете и минимальной площади застройки. Быстрота монтажа, короткие сроки изготовления и разнообразие конфигураций делают рампу универсальным вариантом как для личного пользования (установки на загородном участке), так и для организации общественного спорт-объекта или конструкции для проведения соревнований.

Очевидным преимуществом такой конструкции является возможность установить ее на любую твёрдую поверхность (бетон, асфальт, гравий, трава). В то время, как скейт-парк нуждается в качественной подготовке площадки, рампу можно установить на фундамент из винтовых свай. А незначительный уровень шума даёт возможность установить рампу вблизи жилых домов и внутри помещений.

Мини-рампы подходят для тренировок спортсменов разного уровня и в любых дисциплинах: BMX, скейтбординг, ролики или самокат. Катание в рампе заточено под определенный набор трюков или их изучение и не всегда подходит для широкого использования.

Какие преимущества есть у рамп?

  • Быстрота установки. Рампы – типовой продукт, то есть одна и та же отработанная конструкция может устанавливаться на разных площадках без необходимости проектировать ее заново. Производители рамп могут заранее заготовить определенное количество каркасов для рамп и хранить их на складе (с соблюдением специальных условий) до момента поставки, что существенно сокращает срок от момента заказа до момента установки рампы на площадке.

  • Нетребовательность. Мини-рампу можно установить на любую ровную поверхность, минуя процесс подготовки основания. Кроме того, рампы относительно нетребовательны в уходе, и при ответственном отношении могут служить до пяти лет.

  • Возможность демонтажа. Рампы относительно легко разбираются, если их нужно демонтировать и оставить на хранение (например, на зимний период, когда катание невозможно) или перевезти на новое место. Довольно часто рампы "путешествуют" вместе с организаторами фестивалей и контестов по разным городам и даже странам.

  • Возможности брендинга. В принципе, в любой скейт-парк можно интегрировать айдентику заказчика или спонсора, но в случае с рампами (и их применением на спортивных мероприятиях) это особенно актуально.

Какие рампы бывают?

Мини-рампы различаются только наличием или отсутствием подиумов:

  • Хаф-пайпы (от англ. half-pipe) – самый известный и распространенный вид рампы, представляющий собой два съезда-разгонки (квотера) с обеих сторон и небольшую плоскость между ними (стол).

  • Спайн или рампа со спайном – представляет собой два хаф-пайпа, объединенные между собой одной, заниженной, гранью в цельную конструкцию.

  • Верт-рампы – тот же хаф-пайп, одна из сторон коротого заметно выше и вертикальнее, для выполнения затяжных эйр-трюков.

  • Мини-рампы – хаф-пайпы с разгонкой-квотером высотой от трети, до одного радиуса (миди-рампы). Подходят для райдеров начального и среднего уровня, так как не позволяют сильно разгоняться и вылетать на значительную высоту.
Подведем итог. Для того, чтобы понять, какой скейт-парк строить, нужно понять несколько ключевых моментов. А именно: Кто будет кататься, любители или профи? На какой срок устанавливается скейт-парк? на несколько дней, на сезон или на годы? какая площадь основания, на котором предполагается установка скейт-парка, и из чего оно сделано? Что находится по соседству со скейт-площадкой, могут ли активно к катающиеся райдеры мешать горожанам?

После того, как будут получены ответы на эти вопросы имеет смысл обсуждать конкретный тип. Если остаются сомнения, и вы еще не до конца уверены в том, какой скейт-парк подойдет именно вам, свяжитесь с нами. Специалисты XSA всегда готовы ответить на ваши вопросы и проконсультировать, какое решение будет оптимальным в вашем случае как с точки зрения строительства, так и с точки зрения дальнейшего использования.

узнать стоимость строительства скейт-парка

расскажите нам, какой скейт-парк вы хотели бы построить, и наши специалисты подготовят для вас коммерческое предложение